/ Ivan's blog

Байдарочный вояж

“А давай-ка пройдем на байдарке Комсомольское озеро снизу вверх, выйдем по Весёлой в Вуоксу, а потом вниз до Лосево?”, — сделал мне Артём предложение, от которого невозможно отказаться.

Невозможно по трем причинам. Первая — комфортный вело-отпуск в Германии не утолил жажду испытаний, хотелось чего-то более брутального и тяжёлого. Вторая — на купленном в начале лета офигенном коврике Term-a-Rest мне удалось поспать всего раз сразу после покупки. Но мы тогда так убились на каноэ, что очень плохо спали. Хотелось распробовать это чудесное устройство и понять, стоит ли оно немалых денег, за него заплаченных. И, наконец, третья — ну какой дурак откажется от водного походика по красивейшим местам Ленинградской области?

Электричка на 7:34 с Финляндского. Все вещи, кроме продуктов, влезли в один рюкзак, который нёс Артём. Байдарку прямо к электричке на машине добросил добрый зять Александр. В более чем полупустом вагоне мы отъехали в Громово, занимаясь просмотром фильма “Простые вещи” на iPod. Фильм неплохой.

Время пролетело быстро, высадились в Громово, заскочили в магазин за пятилитровой канистрой воды и перепаковали рюкзак так, чтобы ничего не нести в руках: переход в четыре километра с байдаркой на плечах и так является не шибко приятным началом дня, очень не хотелось что-то дополнительно нести в руках.

Нижний берег Комсомольского занят разными местами отдыха, обнесён забором с запрещающими табличками. Как-то раз мы тут уже высаживались и собирали байдарку под пристальными взглядами толпы охранников. Мы порядком подзабыли это место, из которого тогда выходили, и поэтому слегка поплутали по лесу. На берег, на который нас тогда не хотели выпускать, мы пробрались вдоль забора слева от территории, отданной в аренду. Тропинка там упирается в болото, так что пришлось забыть о приличиях и преодолеть оставшееся расстояние уже по территории чьей-то дачи. Охрана нас то ли не заметила, то ли осталась равнодушна. Мы спокойно собрали лодку, переоделись и отчалили.

Артём заявил, что фотографировать он не будет, так как вокруг обычный пейзаж, а у него и так дома завал из фотографий, требующих разбора. Пришлось мне снимать видео и делать фоточки на телефон.

Пятнашечку по Комсомольскому мы дали легко. Солнце в спину, штиль, сушёный банан через каждые 5 км. Сразу после входа в Весёлую остановились на обед слева на пляжике у моста. Очень порадовались, что у нас есть газовая горелка. Это чудесное изобретение позволяет за 5 минут вскипятить воды для пачки макарон, которые в свою очередь варятся минут 6-7. А еда готова, в итоге, минут через 15-20. Если раньше время, затрачиваемое на обед, уходило большей частью на поиск дров, разведение огня и всякую такую ерунду, то теперь оно тратится на спокойное употребление пищи, лёжа на солнышке, и смакование чая с леденцом. Продегустировали финскую тушёнку из страуса. Рассчитывали найти в банке мясо, а обнаружили фарш и изрядное количество специй. Но всё-равно неплохо.

В этом году мы уже ходили по Весёлой, но сделали это в один день прохождением Пионерки. Так что в голове был бардак, казалось, что Весёлая всё завалена и на байдарке мы там изрядно настрадаемся. Оказалось, что всё не так плохо. Вылезать из лодки пришлось всего дважды. Правда, садясь в лодку после второго раза, Артём чуть не упал за борт, удержался, но из-за раскачиваний мы хорошо черпнули бортом, так что сразу же причалили к берегу, чтобы вычерпать воду. Пока вылезали, Артемий всё же улучил момент и рухнул за борт. Пока он переодевался в сухое, я вычерпал чашкой воду из байдарки. В спешке оставили на берегу бурдюк с водой, о чём жалели и в этот и на следующий день.

Хорошая скорость течения на Весёлой позволяет почти задаром её проходить. Мы и не заметили, как добрались до мостов. Вылезли в этот раз на правый берег, отнесли рюкзак и вёсла и вернулись за байдаркой. В Вуоксу вышли примерно в то же время, что и в прошлый раз, за час до захода солнца. Очень хотелось успеть немного посушить вещи до наступления темноты, но в нужном нам направлении не оказалось высоких берегов, которые бы не находились в тени ещё более высоких деревьев. Пока искали подходящее место, солнце почти скрылось. В итоге остановились на острове со странным названием Частый. В сумерках приготовили рис с белорусской тушёнкой, напились чаю. На ночь бахнули по порции сывороточного натурального от ON, чтобы, так сказать, облегчить утро.

За день прошли 25 км, на завтра по плану было примерно 35. Рано легли спать, так как хороший сон - единственное реальное подспорье в походах, которые немного более спортивные, чем хотелось бы.

Утром, проснувшись за ночь всего раз и то в 7.30, понял, что коврик Therm-a-Rest 40th Anniversary Edition Fast and Light Sleeping Pad – это вещь, которая делает усталого туриста счастливым. Маленький, лёгкий, в надутом состоянии аж 5 см толщиной, дарит очень комфортный сон. Вставать не хотелось. Артём, ночевавший первый раз в новом спальнике для мерзляков, тоже делал вид, что спит, но на самом деле просто лежал. Мы оба по разным причинам обычно просыпались недовольными. Мне было жёстко на древнем тонком коврике, а Артёму ещё и холодно. Так что эта ночь получилась шикарной для всех и во всех смыслах.

Когда выбрались из палатки, оказалось, что вокруг густой туман.

Рис на завтрак сварили более качественно, чем на ужин. В этот раз мы заранее решили, что не хотим есть сладкую кашу и взяли с собой вместо традиционной сгущёнки ещё одну банку тушёнки. Получилось плотно и основательно.

Содрогаясь от предвкушения длинного перехода, погрузились и отчалили. Артём, накануне посетивший тренажёрный зал, страдал от боли в мышцах сильнее меня и очень скоро включил пластинку “дойдём до шоссе и вызовем такси, я на такое не подписывался, зачем страдать, удовольствие уже получили, неужели тебе самому не хочется перестать сидеть на попе которая болит”. Но не так-то просто свернуть налево, если сидишь на носу. Я уверенно отбивал все попытки преждевременно завершить наше плавание. Скоро боль ушла из дельт и трапециевидных, грести стало значительно приятнее, и мы успешно добрались до места обеда.

Последним аргументом в пользу ловли такси была вероятность не успеть на минимально-удобную электричку. Но брифинг с измерением расстояния за порцией макарон на уютном острове показали, что успеваем. Вода, кстати, у нас уже давно кончилась. Пищу приготовили в зеленоватой из-за цветения водорослей Вуоксинской жиже. А потом и чай сделали из неё же – фруктовый липтон крайне непривередлив.

Тушёнка так себе. “Мяса” действительно набито плотно-плотно, но качество низкое. Много каких-то хрящиков и жил. Как-то гродненский комбинат подкачал. В этот раз мусор с собой не собирали, на этом островке его было столько, что в пору пригонять самосвал, забрали только свой.

Путь весь второй день был не очень интересный. Большая вода скучнее узкой извилистой реки, пейзаж меняется медленно. А после того как прошли место соединения Вуоксы с Новодеревенским заливом, начался сильный встречный ветер. Какая-то неведомая сила всегда на обратном пути направляет ветер нам в лицо. Обдув снизил нам скорость хода примерно на полтора км/час, поднял волну, которая нас изрядно намочила. И хорошо, что в этот раз мы были на низкой байдарке – на каноэ с высоким носом нас бы дополнительно крутило из стороны в сторону.

Ближе к Лосево Артём уже устал и перестал меня смешить едкими замечаниями по поводу количества байдарочников вокруг (ровно ноль) и удобства сидушек (ад!). Последние километры под плотным ветром ползли совсем медленно, считая каждые сто метров. Вот в далеке замаячила опора ЛЭП и пляж, с которого мы как-то раз уходили на байдарке в обратном направлении. Причалили рядом с огромным плакатом “Рыбалка запрещена!”, еле вылезли из лодки. Почему-то страшно болела спина, хотя в байдарке я этого не чувствовал. Руки, понятное дело, поднимались неохотно.

До электрички оставался час и 45 минут. Мы спокойно разобрали байдарку, помыли шкуру, всё упаковали и переоделись. До электрички осталось 20 минут. Галопом помчались на станцию. Так разогнались, что успели по пути купить пирожков и сок.

Мест в вагоне было мало, взвалили байдарку на верхнюю полку. Из неё, естественно, полилась вода, прямо на несчастную тётечку, сидевшую у окна. Она почему то не рассердилась, приняла извенения и пересела на другое место. Мы сняли лодку назад, всё протёрли, загрузили наверх рюкзак, а байдарку поставили сбоку от сидений в широком проходе современного вагона электрички.

Видимо Якунин не всё спёр, потому что, во-первых, в Лосево строят новый огромный ЖД мост и прокладывают к нему новые пути. Во-вторых, практически все станции, которые мы проезжали, были оборудованы звукозащитой, подъёмами для инвалидов, свежевыкрашены и создавали приятное впечатление. В-третьих, туда и обратно мы ехали в новых вагонах. До этого я в такие не попадал ни разу: здоровенные широкие тамбуры, в которых можно оставить очень крупногабаритный багаж, широкие проходы, позволяющие разместить тележку или байдарку сбоку от сиденья и никому при этом не помешать, нормальные форточки и мягкие сиденья, правда почему-то неудобной формы.

Весь обратный путь смотрели бредовый фильм “Чудо” Александра Прошкина. Отец в этот раз не приехал на вокзал забирать байдарку, так что отвёз её на метро домой. Рюкзак со всеми вещами отдал Артёму.

Успеть бы в этом году ещё разок сходить на байдарке, но уже точно без большой воды, по какой-нибудь речке с выраженным течением.