/ Ivan's blog

Из Отрадного до Синёво на каноэ

В начале июня мы с Артёмом отлично провели время в водном походике по Карельскому перешейку. Мы решили ещё раз подступиться к маршруту, который давно нас притягивал своим сбалансированным сочетанием красоты, сложности и интересности: пос. Отрадное – оз. Отрадное – р. Пионерка – оз. Комсомольское – р. Весёлая – р. Вуокса – Беличья протока – оз. Вуокса – пос. Синёво.

Мы уже пробовали пройти этот маршрут, но не успели. Всё из-за того, что отправились в путь на байдарке Таймень-2 с брезентовым тентом, не взяли с собой ремнабор и потому очень боялись пропороть лодке днище. А речка Пионерка в самом начале маршрута оказалась сильно заваленной, мы много времени потратили на осторожное прохождение и в результате к вечеру дошли только до места обеда. Посему решили остаться ночевать и утром махнули домой. В этот раз вместо байдарки мы взяли у отца каноэ Таймыр. Это такая узкая пластиковая лодка на два-три человека. Она прочная и не боится бурной воды, камешков и небольших подводных препятствий. Мы сильно надеялись, что эти её свойства помогут нам преодолеть Пионерку за приемлемое время и позволят за один день выйти в Вуоксу. Накануне, в пятницу вечером, отец привёз мне лодку, мы закрепили её на багажнике нашей Škoda Fabia. Длина лодки – 4,5 метра, длина машины – 4 метра, но если равномерно распределить вес лодки, то она будет выступать только сзади примерно на 80 см.

В семь утра субботы я подобрал Артёма, и мы помчали по КАД до съезда на Новоприозерское шоссе.

По пути попали под жуткий ливень и немного напряглись. Сильно не хотелось мокнуть с веслом в руках.

Речка, как и два года назад, находится в отличном состоянии до разрушенной мельницы. После неё же завалов стало чуть ли не больше. Боюсь, что если бы воды в реке не было необычно много, мы бы и на лодке прошли не лучше, чем на байдарке. Потому как количество деревьев, уходящих в воду и появляющихся из неё под разными углами зашкаливало. Порой каждые двадцать метров приходилось поворачивать на 90º, чтобы пройти лабиринты из брёвен, поваленных в воду то слева, то справа. Самые неприятные – это деревья, ветки которых низко нависают над водой. Во-первых, с этих веток на тебя сыпется всякий мусор и насекомые: пауки и какие-то странные длинные летучие гады. Во-вторых, эти ветки как метла проходятся по лодке и сбрасывают с впереди лежащего рюкзака аккуратно положеный пакетик с курагой – чудовищное коварство!

Большую часть завалов мы проходили с наскока, скользя килем каноэ по скользкому стволу затонувшего дерева. Старались делать это в самом низком месте. Мне показалось, что для свободного прохождения достаточно глубины в 15 см, но это чисто на глаз. Иногда мы проскакивали препятствие до середины лодки, перемещали наши туши на нос, и лодка проскальзывала дальше, но это, конечно, неприятно. Не все завалы на Пионерке можно пройти, не выходя из лодки. Примерно в середине реки есть толстая поваленная сосна, проходящая от берега до берега на небольшой высоте над водой. Пришлось подкапываться и, притапливая лодку, проводить её под деревом, ибо обносить по берегу в этом месте как-то совсем неприятно.

Ближе к выходу в озеро речка становится почище. В одном месте мы встретили целый выводок утят. Их мать плыла где-то впереди и крякала, а ребятки плотной кучкой удирали от нас. Когда стало ясно, что мы их настигаем, часть утят нырнули и скрылись из виду, а оставшаяся группа включила турбо-режим и, помогая себе крыльями, побежала по воде, быстро оторвавшись от нас.

Крохотный перекат в конце Пионерки, который мы побоялись проходить на байдарке, в этот раз мы легко преодолели на каноэ. Комсомольское порадовало нас попутным ветром и отличным местом для обеда почти сразу на правом берегу.
Только мы приготовили еду и приступили к поглощению, как далёкие раскаты грома стали совсем близкими и очень-очень громкими. Мы до последнего не верили, что нас накроет ливнем, и когда всё началось, спешно достали тент от палатки, сгребли всё барахло к сосне и, накрыв себя и его, встали под навес. Поливало нещадно, минут через двадцать грохота, сверканий и потоков воды мы смогли доесть еду, собраться и махнуть через всё Комсомольское к истоку Весёлой.
С попутным ветром и остаточным дождиком, по небольшой волне мы довольно быстро добрались до хитрого входа в речку, его не очень хорошо видно с большой воды, так как он уходит немного влево. Река очень спокойная и просторная, течения почти не видно, но скорость хода показывает, что оно очень даже есть. Плотный обед начал перевариваться, сил у нас было хоть отбавляй. Мы гнали так, что не вписывались в повороты. Завалов поначалу было мало, потом стало больше.
Отличительную черту Весёлой хорошо видно: много диких ирисов и камышей. Они здорово украшают берега реки.
Ближе к вечеру мы порядком устали от постоянных препятствий. В одном месте на реке кто-то спилил здоровенную берёзу так, чтобы она перекрыла водный путь от края до края. Пришлось вытаскивать из лодки всё барахло и, стоя в воде, поднимать её на эту берёзу и скидывать с другой стороны. И вообще завалы пошли какие-то дурацкие, это хорошо видно на видео, хоть и снимали мы там совсем немного, не до того было.

Когда мы, уже совсем желающие прилечь и отдохнуть, подошли к самому истоку Весёлой, оказалось, что перед нами грандиозная череда из двух мостов и двух серъёзных перекатов, обходить которую нужно по полю с травой в рост человека. Перед нами на берег высадилась семья каких-то злых байдарочников на двух “Вуоксах” (вполне понимаю, почему они были не в духе). Мы сходили за ними на разведку, оказалось, что топать нужно метров 100-150. Так же оказалось, что в конце дня поднимать на плечи пятидесятикилограммовую скользкую лодку очень тяжело. Мы пронесли её на себе совсем немного, потом положили и потащили волоком. По свежей траве она идёт вполне достойно, в отличие от одетых в сандалии ног. Перенеся в несколько заходов всё барахло, мы спустились на воду и уже метров через 400 вышли в долгожданную Вуоксу. Не скажу, что усталось как рукой сняло, но тоска с плеч свалилась. Вечернее жёлтое солнце буквально заполнило всё тело. Место для ночлега искать не пришлось. Скалы, которые мы приметили ещё в прошлый поход, в этот раз пришлись кстати. Все они были не заняты, и мы имели возможность повыбирать.

Мы разложили сушиться вещи, которые промокли во время дневного дождя, поставили палатку, наконец-то поели и улеглись пить чай с видом на озеро.
Спали мы в этот раз на жутко дорогих “самонадувающихся” ковриках от Therm-a-Rest. Как всегда, всё началось с желания купить в Декатлоне простой надувающийся коврик на замену десятилетней, уже почти проносившейся до дыр “пенке”. Закончилось всё, как это обычно и бывает у разного рода гиков, самым крутым матрасом лимитированной серии от лидера отрасли. Мне спать понравилось, ни одним местом я не смог промять пятисантиметровую толщину этой штуки. Но с подушкой было бы гораздо удобнее ;) Утром мы бодро позавтракали, несмотря на то, что болело всё тело. Даже сидеть было неприятно, махать руками и вовсе. Поэтому мы крайне неспешно отправились по спокойной воде в сторону озера Вуокса.

Добрались до развилки, на которой в прошлый раз мы ушли налево. В этот раз путь пролегал через протоку Беличья. На фотографиях давних лет в интернете видно, что бравые ребята, идя этим путём, тащат здоровенные гребные лодки через какие-то завалы камней и брёвен, чуть ли не пересохшие русла преодолевают волоком. Эти виды в памяти поддерживали во мне тревожное состояние ожидания неприятных переходов с лодкой по суше. К счастью, всё обошлось, воды было очень много. Деревья и кустарники стояли затопленные, создавая ощущение каких-то джунглей. Одолеваемые слепнями и жарким солнцем мы добрались до разрушенного моста, единственной точки в протоке, в которой нам пришлось выйти из лодки.

После моста стало просторно, и мы довольно быстро вышли в озеро, поглазев попутно на красивые пейзажи.
Море встретило нас сильным боковым ветром справа, волной и остервенелым желанием развернуть нас как-нибудь этак, а лучше вообще загнать в камыши. Двадцать с лишним минут мы работали в форсированном режиме оба только слева и ветер всё-равно создавал такую нагрузку, что мы вынуждены были добавлять, чтобы держать курс. На графике скорости в описании трека видно, что на этом отрезке у нас была приличная скорость 6,5-7,2 км/час – побочный продукт яростного сопротивления ветру. Но только мы обогнули остров и повернулись к ветру лицом, борьба продолжилась. Мы брали курс на какой-нибудь островок и пытались его держаться. Ветер постоянно норовил нас развернуть, волна обдавала брызгами, гармин глючил и постоянно пикал, перестраивая какой-то неуместный автомобильный маршрут, а руки отнимались от нагрузки. Еле-еле мы добрались до острова, которого почему-то нет на картах. Неплохо пообедали.
За обедом воспользовались прелестями цивилизации, посмотрели расписание электричек и прикинули, что успеваем даже не на последнюю, а на вполне себе пред-предпоследнюю. Поскольку с гречкой в брюхе гребётся значительно веселее, оставшиеся восемь километров мы преодолели довольно быстро и без нервов.

Высадились на той же турбазе, на которой когда-то впервые в жизни под проливным дождём собирали байдарку, а потом крутились по заливу, пытаясь справиться с управлением. Эта турбаза “Робинзон” делает какой-то ремонт, территория то ли закрыта, то ли нет. Мы высадились и вынесли лодку за забор. Артём остался лежать на коврике рядом с нашим добром, а я потопал на электричку, чтобы добраться до машины, оставленной в Отрадном на берегу.

На месте меня ждало разочарование. Оказывается во время грозы машина испугалась грома и начала мигать аварийкой. Перестать мигать она забыла, и за сутки с небольшим аккумулятор полностью разрядился. Я долго ковырялся с сигнализацией и центральным замком, потом искал кого-нибудь, кто бы помог мне завестись. К счастью в начале деревни нашёлся добрый мужик на Ниве и “крокодилами”, завёл двигатель моей малышке и ничего за это не взял.

Я долетел до платформы Синёво быстро. Оказалось, что гражданин Якунин сэкономил на железнодорожном переезде в Синёво. Видимо делал перепланировку в шубохранилище и нуждался в средствах. Через рельсы в Синёво на машине не перебраться никак. Не удивительно, что турбаза не процветает. Люди, живущие между ж/д и озером носят барахло на себе от дома до электрички. Перед платформой организована платная стоянка, но оставить машину можно и бесплатно сбоку. У охранницы парковки я узнал, что есть мужчина по имени Сергей, который на “переоборудованной под грузовик Оке” предоставляет услугу подброски вещей до платформы. Поскольку тащить лодку на себе приличное расстояние нам не хотелось, мы вызвали Сергея на его чудомашине. Он за 250 рублей разом довёз всё, кроме оставленного Артёмом в траве фотоаппарата, до места.

Лодка закрепилась на багажнике в два счёта. Немного постояв в легендарной пробке на Приозерском шоссе, мы добрались до Лосево, слопали по шашлыку, чтобы не погибнуть с голоду, и почти в полночь были уже дома. Обговорили по телефону с Сергеем возможность поиска Артёминого фотоаппарата. Утром оказалось, что поиски увенчались успехом, а ещё через пару дней мы уже смотрели снимки.

Итог:

1. Каноэ – это офигенно. За возможность не обращать внимание на палки, сучья и камни можно многое отдать.
  2. Каноэ – это не та вещь, которую хочется носить на себе, особенно под вечер гребного дня.
  3. Две реки с завалами в один день – это очень по-спортивному, но не очень в удовольствие. Лучше бы растянуть это путешествие на три дня.
  4. Камеру для съёмки видео лучше закреплять на борту лодки. Ракурс получится более выгодный, тряски и мелькающих вёсел будет значительно меньше.
  5. Не стоит недооценивать полезность гермомешков в байдарочном походике.
  6. Не следует сидеть в лодке в шлёпках-вьетнамках. Очень неудобно вставать в них на дно реки. Да и на суше идти с большим весом по неровной поверхности в них опасно.

Раз вы долистали до этого места, посмотрите клёвое, но длинное видео. Сначала запаситесь леденцами от укачивания или пакетиком, я предупредил!