/ Ivan's blog

Алтай 2019. День 5.

День пятый. Среда 12 июня.

Катанда – Усть-Кан.

Ночь в нашем подвальчике получилась холодной. Я решил не включать на ночь обогреватель, думая, что будет нормально, но вышло так, что и под одеялом было зябко. Проснулся с больным горлом и небольшим насморком – нормальная для меня история после обгорание на солнце. Встали на час позже, в 8. На завтрак мюсли со сгущенкой, бутерброды с колбасой и ещё что-то, чтобы хорошенько зарядиться перед мощным днём. Снаружи солнце пекло нещадно. Вчера я неплохо поджарился на солнце, красные руки горели под кофтой. Намазал кремом все что мог и надел вторую кофту. Попрощались со всеми и поехали в сторону Мульты. На выезде попали в овечью засаду.

Эти товарищи не были стрижеными, как большинство их сородичей, которых мы встречали раньше, поэтому выглядели очень солидно. В сочетании с бесстрашным громким «беее» такая овца может даже напугать.

Начало пути не то чтобы сильно красивое. После «тропы», на которой горы к тебе вплотную, а реки нужно переходить вброд или по тонкому мостику, движение по пыльной грунтовке с насыпями и проносящимися машинами требует отстранённости.

Довольно быстро добрались до прямой и асфальтированной дороги, разрезающей Уймонскую степь. Слева Мульта – в неё заезжать не стали, справа где-то вдалеке горы, а между ними и дорогой громадное ровное поле. Слева далеко на горизонте тоже горы со снежными шапками, где-то там берет начало Катунь. Изначально я думал, что мы сделаем радиалку на Мультинские озера где-то в этих горах, но потом от этой идеи мы отказались – затратно по времени, место сильно туристическое, дорога к ним разбита ГАЗами.

В Усть-Коксе зашли в магазин за едой. Немного отъехав, засели под огромной лиственницей и хорошо подкрепились. Сергей очень беспокоится, что приедет домой потолстевшим, а я без плотной еды не могу крутить в гору.

Ещё с прошлого путешествия мы запомнили подъем через малую и большую Громотухи.

Не только из-за веселого названия и красивого вида, но и из-за того, что автобус пыхтел на нем как будто собирался развалиться на части. Оно и понятно, градиент 12%, разбитый неровный гравий – еле заехали. Дальше все пошло гораздо живее. Головокружительные спуски, освежающий ветерок.

В какой-то момент дождик немного нас подмочил, но кончился слишком быстро, успев слегка прибить пыль.

Желтые маки до сегодняшнего дня нам почему-то не встречались, а вдоль этой дороги их очень много. Красивый цветок, для меня это один из символов Алтая.

Остановки для еды делали по часам, ехали тоже с ровной скоростью – неожиданно много неплохого асфальта. Получалось, что план на день выполняем хорошо.

Выехав на трассу после одного из таких привалов поняли, что едется как-то больно легко. Оказалось, что нам в спину дует плотный сильный ветер, и над нами грозно висит чернющая туча, хотя впереди светло и солнечно. Пользуясь таким подспорьем, вкручивали не жалея сил на скорости 35-37 км/ч.

В какой-то момент Сергей попросил остановку, чтобы поправить седло. Его модный карбоновый подседел всё путешествие требовал к себе повышенного внимания: то зубной пастой его помажь, чтобы не уползал в трубу, то подтяни. В этот раз он просто треснул и сломался.

Сломался не до конца, только на половину. Сверху сантиметров восемь, снизу труба сантиметров тридцать, между ними трещина. На такой случай у Сергея был заготовлен план! Мы быстро вырезали в ближайшем ивняке ровную палку подходящего диаметра, немного утолщили сантехническим скотчем и соединили два куска подседела таким штифтом. Седло пришлось опустить ниже положенного, чтобы место перелома стягивалось подседельным хомутом. Седло немного сдвинули назад, чтобы нога полнее разгибалась при педалировании.

Продолжили лететь по ветру, проскакивая селение за селением. Четкого плана насчёт ночевки у нас не было. Была только цель проехать четверть расстояния до Горно-Алтайска. Думали в каком-нибудь из магазинов на 100+ километре взять воды и встать в красивом месте. Но карта постоянно показывала речки неподалёку от возможных мест стоянки, мы как-то подшучивали насчёт «доехать до Усть-Кана», хотя там 160 км. В итоге в последнем открытом магазине в селе Сугаш воды не взяли. Вместо этого я купил отличного локального молока и пару эклеров. Поговорили с местным жителем, который рассказал нам, что впереди небольшой Кырлыкский перевал, а потом во все стороны всё вниз и вниз до самого Горно-Алтайска, мол Сугаш тут самая высокая точка.

Ветер до сих пор сохранял силу, речки на карте казались отличным решением – помчали дальше, не взирая на то, что шёл уже 120 км на сегодня, что асфальт вот-вот кончится и что до заката буквально пара часов.

Кырлыкский перевал под конец дня показался сложным, но грунт на нем ровный, градиенты стандартно-суровые. Последние километров десять мы ехали по дороге, хорошо смоченной дождем. Гравий уже впитал воду, поэтому получалось плотное и непыльное покрытие. Некоторые водители, не снижающие скорость перед велосипедистами, все-равно бесили, но не так, как это было на сухих частях трассы.

Что до перевала, что после него, «речки» представляли собой извилистые мелкие ручьи, усыпанные коровами, лошадями и овцами. Брать из таких воду для приготовления пищи совершенно не хотелось, а во флягах остался уже только «зелёный чай» из бутылок, купленных на какой-то заправке. Поэтому ехали дальше, до Усть-Кана оставалось всего-то 30 км и действительно под горку. Правда гравия на дороге уже не было. Вместо него было что-то другое, что обычно выглядит как очень плотно укатанная грунтовка. От дождя это покрытие немного размокло и стало вязким на обочинах. А по центру полотна в сотнях ямок стояла мутная взвесь. Этой жижей за 30 км мы покрылись с ног до головы вместе с велосипедами, сумками и шлемами. У Сергея на велосипеде нет заднего крыла, так что весь поток грязи оседал у него в самом неприятном месте – на стыке «памперса» и тонкой ткани для проветривания, затекая внутрь. На подъезде к селу сделали вялую попытку отмыться в речке.

Я что-то перепутал, и мы поехали вставать на постой в кафе, а не в гостевой дом. Удивительно, но люди, которые его держат, сразу же начали думать, что с нами такими грязными сделать, куда положить, собрались все вместе и начали думать, как все устроить. Заподозрив, что что-то не так, мы сказали, что вполне можем доехать до гостиницы и что что-то перепутали – было чертовски удивительно встретить такое доброе отношение к двум незнакомцам на ночь глядя – они собирались пустить нас поспать где-то у себя, как я понял, бесплатно.

Ещё немного поднажав, успели за минуту до закрытия магазина купить немного еды на вечер. Во дворе гостевого дома смыли грязь водой из крана и стали выглядеть немного лучше. Хозяйка дома приехала откуда-то на машине и поселила нас в двухместный номер по 600₽ с койки. Сходить в душ после такого дня было очень приятно.

Ощущения подсказывали, что я заболел. Парацетамол помог уснуть, но ночка получилась не из приятных.